Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Поиск по сайту
Полезная информация

История ВсОШ

ИСТОРИЯ ВсОШ

Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных  кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг.

Астрономическое общество Российской Империи. 

В декабре 1879 — январе 1880 года в Петербурге состоялся VI съезд русских естествоиспытателей и врачей. На нём собралось более 30 астрономов, не считая учителей космографии и любителей астрономии. По инициативе профессора Казанского университета М. А. Ковальского (он не был на съезде, но прислал телеграмму: «Устройте Русское астрономическое общество») в протоколе заседания секции математики и астрономии 29 декабря 1879 года было записано:

«Необходимость Русского астрономического общества ощущается уже давно всеми русскими астрономами. В России нет журнала, где бы они могли всегда печатать свои статьи, сообщать свои наблюдения и проч., наконец, нет собраний, где бы астрономы могли сходиться и обмениваться мыслями».

31 октября 1890 министр народного просвещения граф И. Д. Делянов утвердил представленный ему проект Устава Русского астрономического общества.

История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России  и СССР на протяжении  века.  Олимпиады по школьным предметам отражают эволюцию общества и системы общего образования, произошедшую в прошлом веке и существаующую  в настоящее время.

С середины XX века  пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивал промышленный и научный потенцал, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».
Во второй половине XX века в стране происходит научно-техническая революция, развиваются новые науки и технологии (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, др.), ей нужны ученые в различных областях, и в первую очередь - в естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, географии, информатике.

В конце XX века школа переживает процесс гуманитаризации образования и призвана дать ученику опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Именно в этот период олимпиадой охвачены гуманитарные предметы (русский язык, литература, история, обществознание, экономика) как основные культурные ценности человека.

В начало XXI века в ответ на вызовы нового столетия - резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, глобальное изменение климата, повлекшее природные катастрофы -  стартуют олимпиады по физической культуре, экологии и ОБЖ. Информационные вызовы - глобализация коммуникаций и  мировой культуры, новые экономические интеграционные процессы в мире -   с 2000 годов  дали  развитие олимпиадам по праву и технологии, а с  2011 года  - олимпиаде  "Искусство (МХК)",  расширили с 2000 года спектр олимпиад по иностранному языку (английский,немецкий, французский), пополнив их с 2015 года  итальянским, испанским, китайским языками.

Всероссийская олимпиада школьников проводится  Минбрнауки России ежегодно по 24 предметам  с 1 сентября по 30 апреля, включая 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.  Организуют проведение регионального, муниципального и школьного этапов Органы государственной власти  субъектов Российской  Федерации, осушествляющие государственное управление в сфере образования.
Заключительный этап проходит в субъектах Российской Федерации, отобранных Минобрнауки в соответствии с представленными в Центральный оргкомитет ВсОШ заявками. Методическое обеспечение олимпиадных заданий заключительного и регионального этапов ВсОШ обеспечивают Центральные предметно-методические комиссии (ЦПМК), а муниципального и школьного этапов - региональные и муниципальные ПМК в субъектах Российской Федерации.

Важно, что любой школьник 5-11-х классов может на добровольной основе  принять участие в открытом школьном этапе ВсОШ и далее двигаться по олимпийскому лифту с учетом своих результатов и правил отбора на следующий этап.  Участие в олимпиаде бесплатное. В настоящее время  - это самое масштабное интеллектуальное состязание в России, в котором ежегодно участвуют более 6 млн. обучающихся 5-11-х классов, и объединяющее педагогов-наставников, преподавателей университетов, научных работников, представителей различных государственных и общественных организаций во всех субъектах Российской Федерации.
Порядок проведения ВсОШ утверждается Минобрнауки России.
Дипломы победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ поддержаны денежными премиями, дипломы ВсОШ действуют 4 года и дают право  поступления без вступительных испытаний в любой университет России по профилю олимпиады при наличии аттестата по итогам окончания средней школы.

Лучшие призеры заключительного этапа ВсОШ приглашаются на учебно-тренировочные сборы по 8-и предметам, по которым ежегодно отбираются сборные команды России для их участия в Международных олимпиадах по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии, астрономии и в Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров.